г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

   Уважаемые родители, сегодня я хотела разобрать   вопрос,  который часто  возникает у Вас в процессе подготовке детей к школе. А именно, то, что дети часто пишут буквы и цифры в другую,  «неправильную» сторону.

   Почему же это происходит? Давайте попробуем разобраться.

-        Зеркальное письмо  может быть связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, в первую очередь по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку.

-        Причиной может являться  не сформированная до конца способность зрительно проанализировать образ буквы и перенести его на лист.  

-        Также бывает, что ребёнок не успевает  надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

-        Часто ошибаются в написании букв  и дети-левши.

   Зеркальное письмо букв и цифр не  является  нарушением развития.  Если вовремя, то есть в дошкольном возрасте,  начать работать над данной проблемой, то к началу обучения в первом классе,  это явление у ребёнка пройдёт.     

   Прежде чем исправить данную проблему, нужно помочь  развить у ребенка ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

   На наших занятиях по подготовке к школе мы много времени уделяем упражнениям на формирование именно навыков ориентации в пространстве. У нас есть специальные динамические паузы, где мы отрабатываем навыки ориентации на себе, много времени уделяем работе в тетрадях в клеточку, где рисуем графические диктанты, отрабатывая не только правильную ориентацию на листе бумаги, но и понятия право/лево, верх/низ. В будущем в школе это поможет ребёнку быстрее усвоить, так называемый  единый орфографический режим, когда число, заглавие, номера задач и т.п пишутся в определённом порядке отступов от края тетради и сверху листа. Во время разминок мы учимся безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

   И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет  понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве Ю, например.

   Начинать работу с ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно.

   Для предупреждения  «зеркального» письма эффективно показывают себя такие виды работы, которые родители могут сами сделать с ребёнком дома:

- сопровождение пальцем по букве, по строчке письма;

- обведение буквы пальцем в воздухе;

- написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);

- лепка букв и цифр из пластилина;

- выкладывание букв и цифр из счётных палочек;

- развитие мелкой моторики рук с использованием массажа, игры с пальчиками, обводки, штриховки;

- развитие тактильных ощущений (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)

- определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).

   Для облегчения усвоения правильного написания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

   В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности.

   Однако  многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно  исключить из упражнений, что сразу сделает работу менее объемной.

   Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.

   Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

   Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что многие дети пишут все цифры зеркально.

   Проблема «зеркального» письма требует внимания нас, взрослых. Помочь ребенку могут не только педагоги и специалисты,  но и родители.

   Вместе  с Вами мы поможем нашим ребятам  стать успешными в школьном обучении!