Педагогическая копилка
В феврале 2022 завершилась вторая часть семинара «Программа воспитания: от программы к действию». На протяжении трех недель практически все педагоги ДОУ были погружены в разработку модулей воспитания. Возникало не мало трудностей для понимания того, как выделить программу воспитания из основной образовательной программы ДОУ. Пришли к единому пониманию, что программа воспитания, является компонентом ООП ДОУ, но в то же время отдельным локальным актом образовательной организации. Структуру и содержание программы воспитания, согласно Федерального закона №276 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», каждая образовательная организация определяет сама.
На сегодняшний день нет утвержденной примерной программы воспитания, но есть государственный заказ к проблеме воспитания детей и конкретизировано понимание «воспитания». В Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» введено понятие «воспитание» - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Приоритетные направления воспитания обозначены в Стратегии развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года:
- гражданское и патриотическое воспитание;
- духовно- нравственное развитие;
- приобщение детей к культурному наследию;
- физическое развитие и культура здоровья;
- трудовое воспитание профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание.
Направления воспитания дошкольников, указаны в любых учебниках «Дошкольная педагогика»:
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- умственное воспитание.
Исходя из приоритетных направлений воспитания, педагоги ДОУ разработали 6 модулей воспитания и представили их на семинаре «Программа воспитания: от программы к действию», как составляющую часть программы воспитания ДОУ:
- патриотическое воспитание;
- этико- эстетическое воспитание;
- физическое и оздоровительное воспитание;
- трудовое воспитание;
- социальное воспитание;
- познавательное воспитание.
Каждый модуль содержит дела, события и практики, реализуемые дошкольным учреждением на уровне группы, на уровне детского сада и на уровнях, выходящих за пределы ДОУ. Каждый модуль наполнен смыслом, имеет свои приоритетные цели и задачи.
Семинар завершился, а работа педагогов по корректировке программы воспитания продолжается. Создана рабочая группа по разработке календарного плана воспитательной работы. В календарный план будут включены мероприятия по модулям, мероприятия из календаря образовательных событий и новые практики, которые педагоги предложили на семинаре для внедрения в ДОУ для решения задач программы воспитания. Ведь именно программа воспитания определяет сейчас воспитательную атмосферу учреждения.
Старший воспитатель М.А. Севостьянова