Педагогическая копилка
Автор статьи:
учитель – логопед первой квалификационной категории Лубяко Л.В.
Театрализованные игры… Нужны ли они?
Современные исследователи – специалисты по педагогической психологии отмечают важную роль социального и эмоционального компонента и считают, что развитие социальной и эмоциональной компетентности становится важнейшей целью школьного обучения. В ряде исследований выявлена «центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе» (Загвоздкин В.К., «Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания», научно-практический ж-л «Управление ДОУ», №4-2008). «Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, страх, радость и т.п.), идентифицировать их (знать, что чувствует или чувствовал), контролировать их, является человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс.» (там же). Человек, не осознающий свои чувства, не дающий себе отчет в том, что он чувствует, бывает жертвой приступов неконтролируемых эмоций, часто ведущих к неадекватному поведению, неверной оценке ситуации, трудностям в контактах с людьми, агрессивному поведению и даже насилию.
Эмоциональный интеллект необходимо развивать с детства. Маленькие дети способны непроизвольно сочувствовать другим людям, когда те плачут, а также растениям и животным. Но будут ли развиты эти естественные задатки эмпатии, зависит не от врожденных способностей, а от воспитания. В таком сложном и важном деле, как воспитание детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, поскольку в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме – игре. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми разного возраста.
Что же такое «театрализованные игры»?
В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра» и «игра-драматизация». Одни ученые полностью их отождествляют, другие считают, что игра-драматизация является разновидностью театрализованных игр. Л.С.Фурмина считает, что театрализованные игры – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы. Исследователи считают, что в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей делится на режиссерские игры, где «артистами» являются куклы, игрушки и на игры-драматизации, где ребенок исполняет роль в качестве «артиста». Л.П.Выготский, А.И.Леонтьев, Н.А.Ветлугина, Д.В.Менджерицкая и др. считают, что в «театрализованной игре деятельность детей предстает как творческая художественно-эстетическая деятельность (т.е. деятельность в области искусства, живущая по законам красоты), носящая игровой (импровизационный) характер».
Важным моментом, на мой взгляд, в этой деятельности является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Чем раньше начать развивать творчество, тем больших результатов можно достигнуть. Бабушки молодых родителей помнят, конечно, как играли в «краски», «где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем…», водили хороводы «Сиди, сиди, Яша, на дубу зеленом…», «Улиточка-улитка, высунь-ка рога…».
Театрализованные игры как нельзя лучше способствуют расширению опыта ребенка. Условно можно выделить три раздела:
1. Куклотерапия;
2. Азбука актерского мастерства;
3.Социоигры.
Эффективная система работы с использованием различных видов кукольного театра позволяет сфокусировать внимание взрослого на развитие личности ребенка. В «куклотерапии» используются самые разнообразные виды театров: наряду с традиционными (би-ба-бо, настольный, фланелеграф), « в ходу» театры, изготовленные своими руками: варежковый, перчаточный с головками-шариками от пинг-понга, марионеточный, пальчиковый, театр на прищепках, теневой, а также «Сказки из ведерка», персонажи которых изготовлены из баночек и бутылочек от детского питании.
Кукольный театр может быть прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей. В действиях кукол дети могут увидеть свое отражение. Ребенок смотрит на себя как бы со стороны, а что может быть более наглядным и действенным в воспитании! Важно также и то, что театральная кукла является своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем, особенно у детей логопедических групп (трудность в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т.д.). Ребенок как бы прячется за куклу и таким образом чувствует себя более защищенным. Для многих детей кукольные герои становятся настоящими помощниками: помогают снять психическое напряжение, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому.
Занятия по актерскому мастерству включают в себя:
- творческие упражнения;
- упражнения на развитие речи;
- упражнения на воображение;
- упражнения на развитие пластической выразительности;
- развитие мимики;
- актерские этюды;
- развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.
«Проигрывая» эмоциональное состояние как персонаж театра, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Этому способствуют такие театрализованные игры: «Антошка» (под знакомую песню ребенок показывает эмоциональное состояние Антошки), «Гномики» ( по карточкам-пиктограммам придумывает сказку или рассказ о внутреннем состоянии братьев-гномов), «Колобки» (на изображение колобка, у которого есть только нос, ребенок накладывает брови, глаза, рот, объясняя при этом, какого колобка придумал он и что его колобок чувствует). Есть дети, которые совершенно не владеют своей мимикой, не могут изобразить самых простых чувств: гнев, удивление, страх. В процессе занятий, которые включают в себя поэтапное обучение (1.Рассматривание картинок с эмоциями животных, персонажей мультфильмов; 2. Рассматривание изображений людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях; 3. Работа с зеркалом над своим лицом) детям начинают подчиняться мышцы лица и они с удовольствием разгадывают настроение друг друга и взрослого.
Развитию воображения способствуют игры: «Сказочный салат», сочинение сказок, в которых ребенок отождествляет себя с неодушевленным предметом, природой: «Если бы я был пуговицей», «Если бы я была катушкой от ниток», «Я-подснежник», «Я-обломанная ветка» и т.д. Можно использовать музыкально-ритмические упражнения (например, под музыку «Танец маленьких утят» одни дети должны двигаться как котята, другие – как обезьянки, третьи –как медвежата, четвертые – как лягушата и т.д.), развивающие слуховые и зрительные восприятия, чувство ритма и выразительность движений.
В социоиграх (мною составлен сборник из 60 игр) развиваются:
- коммуникабельность;
- логическое мышление;
- средства речевой выразительности;
- зрительная память;
- координация движений;
- умение работать в группах (в социуме).
Есть игры-разминки, которые используются как физминутки («Человек к человеку», «Четыре стихии», хороводные игры); для того, чтобы настроить детей на рабочий лад, сконцентрировать внимание детей, проводятся игры «Встань по пальцам», «Эхо», «Замри», «Двадцать»; для творческого самоутверждения подойдут игры «Костюм-превращение», «Рассказ по карточкам», «Дровосек», «Стихи по ролям» и т.д.
Используя в работе с детьми принцип импровизации, мы тем самым уходим от зубрежки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Однообразность убивает желание заниматься театрализованной деятельностью. Использование театрализованных игр творчества дает возможность развивать всех детей, независимо от уровня подготовленности, у них повышается умственная активность, совершенствуются речевые навыки, развиваются психические процессы, повышается эмоциональный интеллект. Да и детям это действительно интересно!