г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Педагогическая копилка

            Дежурство в дошкольном возрасте - это ничто иное, как труд, исполнение какой - либо обязанности в порядке очереди.

            Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: "Только в процессе трудовой деятельности возникает потребность в общении, в становлении социальных и психологических отношений, деловых взаимоотношений между людьми, взаимопомощи, взаимопонимания, дисциплинированности, согласованности действий и поступков."

            Важной задачей организации дежурства в дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей.

            Дежурство постепенно усложняется по содержанию, по формам объединения, по  требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

            Дежурство должно быть не формальным, а конкретным.

Выделяют 3 направления дежурства:

-     дежурство по столовой;

-     дежурство по занятиям;

-     дежурство  в уголке природы.

            В организации дежурства воспитатель обращается к дежурным как своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.

 

Организация дежурства по столовой в нашем ДОУ.

            В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола,  объявление перечня меню для обеда (завтрака, ужина), пожелание приятного аппетита.

 

Карта мониторинга организации дежурства по столовой

Группа ___________________________________     Дата _______________________

 

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Гигиеническая обстановка в группе

 

 

 

 

Выполнение режима питания

 

 

 

 

Наличие уголка дежурных (картинки или график или фотографии, фартуки и колпачки), эстетичность.

 

 

 

Дежурные свободно ориентируются в пространстве группы, уголке дежурных (знают где фартуки и колпачки, салфетки тканевые и бумажные, икебаны и букетики, столовые приборы...)

 

 

 

Свободно взаимодействуют с младшим воспитателем (задать вопрос, выполнить поручение...)

 

 

 

Знают обеденное меню (со слов воспитателя или младшего воспитателя).Объявляют его детям. Желают приятного аппетита.

 

 

 

Понимание детьми выполняемых функций. Систематичность дежурства по столовой в режиме дня.

 

 

 

Роль воспитателя (держит в поле зрения работу дежурных, контролирует процесс сервировки стола, вовремя убирает тарелки из-под салата и первого блюда, подает второе блюдо, следит за осанкой детей, процессом приема пищи, культурой поведения детей за столом, умением пользоваться столовыми приборами...)

 

 

 

Роль младшего воспитателя (следит за сервировкой стола, готовит все необходимые приборы, во время получает пищу, своевременно раскладывает второе блюдо, следит за тем, чтобы дети после еды уносили тарелки из-под второго и третьего блюда и складывали салфетку)

 

 

 

 

Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям.

            Дети могут дежурить как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные могут помочь раздать необходимый материал, налить клей (гуашь, воду), принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, разложить раздаточный материал, принести наглядные пособия из методического кабинета, помочь стереть пыль, расставить стульчики.

            Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.

 

Карта мониторинга организации дежурных по занятиям

Группа ___________________________________     Дата _______________________

 

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Наличие уголка дежурных (картинки или график или фотографии, фартуки и колпачки), эстетичность.

 

 

 

Дежурные свободно ориентируются в пространстве группы (знают где расположены материалы для занятий). Могут самостоятельно подготовить материал для определенного занятия (н-р: рисование, лепка)

 

 

 

После занятия следят, что бы каждый ребенок убрал свое рабочее место. По необходимости вытирают столы, моют палитры, непроливайки; чистят стеки, дощечки...

 

 

 

 

Дежурство в уголке природы.

 

Карта мониторинга организации дежурства в уголке природы

Группа ___________________________________     Дата _______________________

 

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Наличие уголка дежурных (картинки или график или фотографии, фартуки и колпачки), эстетичность.

 

 

 

Знают и называют комнатные растения согласно возраста. имеют представления как за ними ухаживать. Умеют пользоваться картотекой растений.

 

 

 

Сформировано умение ухаживать за растениями (протирать крупные листья, опрыскивать мелколистные растения, рыхлить землю, поливать, наполнять водой поддоны...)

 

 

 

Сформировано умение пользоваться оборудованием по уходу за растениями (варежками для протирания листьев, грабельками и палочками для рыхления, лейкой, пульвилизатором...)

 

 

 

Сформировано умение определять и отмечать погоду в календаре природы

 

 

 

Дежурные свободно ориентируются в уголке природы (знают где фартуки, клеёнка, инвентарь для ухода за растениями).

 

 

 

Свободно взаимодействуют с воспитателем в процессе дежурства (задают вопросы, выполняют поручения)

 

 

 

 

В дежурстве есть три формы объединения детей:

- это объединение в парах;

- дружеские взаимосимпатии;

- избирательные взаимоотношения.

            Объединение в парах  может формироваться для коллективного труда, для дежурства по столовой и занятиям. При работе в парах или малых группах, к детям предъявляются более сложные требования:

согласовать свою работу с работой товарища;

нести совместную ответственность за результат;

справедливо распределять обязанности  между собой.

            Выполняя работу при дружеских взаимосимпатиях, каждый их детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь.

            При избирательных взаимоотношениях воспитатель получает возможность формировать положительные аспекты трудовых действий. Педагог разъясняет детям, как надо оказывать помощь, и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по заданию.

            Правильная и систематическая работа по организации дежурства приведет к тому, что дети самостоятельно будут распределять между собой обязанности так, чтобы весь объем заданий был выполнен.

            Грамотная организация дежурства дошкольника способствует развитию трудовых навыков, ответственности, добросовестного отношения к порученному делу.

 

 

Старший воспитатель МКДОУ "Солнышко"

Севостьянова М.А.