Педагогическая копилка
старший воспитатель
МКДОУ "Солнышко"
М.А. Севостьянова
Основополагающей целью федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения всех уровней является создание такой образовательной среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее
полно реализовать собственные возможности.
Понятие «образовательная среда» очень обширно.
Образовательная среда - это комплекс условий обучения, воспитания и социализации личности ребенка, на которые воздействуют факторы и условия социальной среды.
Говоря кратким языком - это система условий, влияющих на формирование личности ребенка. Центральным звеном образовательной среды является ребенок с его запросами и интересами, а педагогический коллектив предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждого ребенка.
Красной линией на краевом августовском педагогическом совете по теме "Приоритетные направления деятельности муниципальной системы образования в условиях новой образовательной среды" от 23.08.2017 года прозвучало, что "Качество образования в ДОУ зависит от качества новой образовательной среды".
В чем же новизна образовательной среды?
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 образовательная среда приобрела новые направления:
- инклюзивное образование;
- требования к РППС;
- развитие детской инициативы и самостоятельности;
- учет этнокультурной ситуации развития детей и др.
Реализация каждого направления требует от педагогов профессионального роста, проявления творческого подхода, коммуникабельности, изменения подхода к воспитанию и образованию детей, в связи с чем в практику дошкольного образования вошли новые технологии:
- утренний сбор;
- детский совет;
- клубный час;
- минутка тишины и др.
Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:
- развивающая предметно-пространственная образовательная среда;
- характер взаимодействия ребенка со взрослыми;
- характер взаимодействия ребенка с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе.
Образовательная среда ДОУ влияет на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника. Она состоит из следующих компонентов:
- взаимодействие участников педагогического процесса;
- развивающая предметно-пространственная среда;
- содержание дошкольного образования.
- Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
- Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
- Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.
Согласно ФГОС ДО, создаваемая в ДОУ образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:
- гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
- способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивать открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Создание качественной образовательной среды по ФГОС ДО, как необходимое трудовое действие, включено в профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного... образования)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. №544н, учитывается в процессе внутренней и внешней оценки качества образования (ВСОКО). Каждый педагог ДОУ должен соответствовать новым требованиям. Нельзя работать по старому, пришла пора меняться. В связи с этим крайне важно обеспечивать непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций в вопросах создания соответствующей развивающей образовательной среды. Каждый педагог должен понимать значимость создания новой образовательной среды, уметь её проектировать в соответствии с требованиями ФГОС ДО, стараться находить ответы на следующие вопросы:
- «КОГО обучать и воспитывать?» - не маловажную роль здесь играет психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.
- «ЗАЧЕМ обучать и воспитывать?» - необходима определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.
- «ЧЕМУ обучать?» - это осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.
- «КАК обучать и воспитывать?» - необходим рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.
Каждый педагог ДОУ должен четко осознавать, что для того, чтобы создавать качественную новую образовательную среду, необходимо, прежде всего, начинать с себя: перестроить свое самосознание; научиться рефлексировать свои действия и результаты; искать новые методы, умело их адаптировать под существующие условия и эффективно их применять.
Главным помощником педагогов для преодоления возникающих трудностей в данном вопросе, является методическая служба ДОУ и района.
В нашем Кежемском районе проводится достаточно мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов, соответствующих требованиям реализации новой образовательной среды. Плодотворно работают районные открытые методические площадки:
- на базе МКДОУ «Березка» работает площадка «Обновление содержания и форм методической работы в связи с введением ФГОС ДО» (Школа методиста);
- на базе МКДОУ "Солнышко" работает площадка "Мастерская поиска педагогических идей";
- на базе МКДОУ «Сибирячок» работает районное методическое объединение воспитателей;
- на базе МКДОУ "Сказка" работает площадка «Организация работы с детьми раннего возраста»;
- на базе МКДОУ "Аленький цветочек" работает площадка "Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста".
Проводятся обучающие семинары, конференции, фестивали....
- Районный семинар«Роль РППС в познавательно - речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС"
- Районный семинар "Обеспечение перехода к профессиональному стандарту педагога как механизму реализации ФГОС ДО".
- Районный семинар «Лэпбук - как новейший способ систематизации знаний в условиях ФГОС».
Осуществляется межрайонное взаимодействие с Богучанским районом:
- в 2016 году было проведено межрайонное мероприятие «Рынок» педагогических практик работников ДОУ;
- в 2016 году проведена межрайонная конференция дошкольников «Хочу все знать»;
- в 2016 году проведен межрайонный фестиваль педагогических идей организации развивающей предметно - пространственной среды «Как мы меняемся»;
- в 2016 году проведен межрайонный семинар «Внутренняя система оценки качества дошкольного образования: первые шаги»;
- в 2017 году в с. Богучаны был проведен семинар по теме «Творчество педагогов, как основа эмоционального благополучия ребенка».
Проводятся районные конкурсы профессионального мастерства «Воспитатель года». Победители принимают участие в краевом уровне.
В докладе министра образования Красноярского края Светланы Маковской прозвучало, что в КГПУ имени Астафьева вводятся новые курсы, программы переподготовки, такие как «Информационная культура и технологии в образовании», «Проектировщик образовательных сред». Красноярский педагогический колледж №1 реализовал программу подготовки наставников, которые сопровождают молодого специалиста на разных этапах профессионального развития.
Тема новой образовательной среды была раскрыта на тематической площадке "Новая образовательная среда в ДОУ. Миф или реальность" в рамках августовского педагогического совета Кежемского района от 29.08.2017 года.