Педагогическая копилка
Работа с молодыми педагогами «Мастерская успеха»
по теме «Родительские гостиные в детском саду».
На сегодняшний день в детском саду «Солнышко» работают 10 молодых педагогов. Молодых, потому что мало опыта работы в области воспитания и образования детей дошкольного возраста. Таким педагогам необходима квалифицированная помощь. Помощь в адаптации к дошкольному учреждению, к его особенностям, требованиям и традициям. Ежемесячно для таких педагогов проводятся мероприятия по повышению их профессионального мастерства в работе с детьми и родителями, в правильном ведении и оформлении документации, в хорошей подготовке к праздникам и досугам, в умении взаимодействовать со специалистами ДОУ, в подготовке качественной развивающей предметно – пространственной среды в группе и на прогулочном участке, в умении видеть и слышать каждого ребенка с его способностями и особенностями.
В октябре 2018 года прошло очередное заседание «Мастерская успеха» по теме «Родительские гостиные в детском саду». Молодых педагогов обучали как качественно подготовить и провести родительскую гостиную, как мотивировать родителей на активное участие в гостиной, озвучили правила взаимодействия с родителями, посоветовали эффективные методы и приемы работы с родителями…
Все мероприятие сопровождалось социо - играми, которые педагоги могут применять в работе с родителями во время проведения родительских гостиных.
Вниманию педагогов была представлена презентация «Родительские гостиные в детском саду»поматериалам сборника «Родительские собрания в детском саду» под редакцией С.В. Чиркова.
Правила проведения родительской гостиной
- Воспитатели обязаны всесторонне продумать и подготовить к гостиной всю необходимую информацию и документы.
- Каждая родительская гостиная требует своего сценария, своей программы, рекомендаций и советов.
- Главным методом проведения гостиной является диалог с родителями.
- Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке не позднее, чем за три дня до даты проведения гостиной.
- Администрация ДОУ должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за четыре дня до проведения гостиной.
- Специалисты ДОУ, приглашаются заранее.
- Воспитатель должен сформулировать цель приглашения на родительскую гостиную специалистов.
- Воспитатель решает организационные вопросы накануне гостиной (место хранения верхней одежды, обуви, организация встречи (расположение, благоприятная обстановка, подготовка помещения…)
В случае необходимости воспитатель информирует старшего воспитателя о вопросах и проблемах, поднятых родителями на родительской гостиной.
Принципы проведения родительской гостиной
- Родительская гостиная - не просто форма связи семьи и ДОУ, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
- Родители на гостиной должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными, что бестактных разговоров не будет.
- У семьи и ДОУ одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и воспитателей - искать совместные пути их решения.
- Ничего, кроме досады, не вызывают у родителей те моменты, где им докладывают, какие у них плохие дети, но не говорят о том, как им помочь.
- Результативной можно назвать только такую гостиную, когда есть понимание сторон, когда она вызывает вопросы, дискуссию.
Делопроизводство родительской гостиной
- Заседания родительской гостиной оформляются протоколом.
- Протоколы подписываются председателем и секретарем родительской гостиной.
- Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.
В книге протоколов фиксируются:
- дата проведения заседания;
- количество присутствующих;
- приглашенные (Ф.И.О., должность);
- повестка дня;
- ход обсуждения вопросов, выносимых на родительской гостиной;
- предложения, рекомендации и замечания родителей (законных представителей) педагогических и других, работников Учреждения, приглашенных лиц;
- решение родительской гостиной.
- Тетрадь протоколов родительской гостиной группы хранится у воспитателей группы с момента комплектации группы и до выпуска детей в школу.
Общие методические рекомендации
- Гостиная организуется и проводится не реже одного раза в квартал.
- Гостиная должно начинаться в строго установленное время.
- Максимальная продолжительность - 1-1,5 часа.
- В начале учебного года, на первой встрече с родителями, следует определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это выясняется с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.
- Как правило, родительская гостиная состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия, конкурс и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей)
- Тематика и содержание гостиной зависит от возраста детей и особенностей группы.
- Проведение родительской гостиной требует от воспитателей тщательной подготовки, составления сценария гостиной. Только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
- Основным методом проведения гостиной должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
- В процессе гостиной следует использовать различные средства коммуникации (вербальные и невербальные). Следует помнить, что впечатление о воспитателе складывается из множества разнообразных его черт: интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т. и.
Подготовка к родительской гостиной
- Выбор темы гостиной.
- Определение целей родительской гостиной.
- Изучение научно-методической литературы по рассматриваемой теме (проблеме).
- Определение вида, формы, этапов родительской гостиной, способов и приемов совместной работы участников гостиной.
- Разработка сценария гостиной.
- Распределение обязанностей по подготовке родительской гостиной. Привлечение к подготовке членов родительского комитета группы или отдельных активных родителей.
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (беседы, заполнение анкет, тестов и опросников). Обработка, представление и обсуждение результатов.
- Приглашение родителей и специалистов.
- Подготовка конкурсов и выставок по теме гостиной.
- Аудио, видеозапись ответов детей по теме гостиной.
- Написание плакатов по теме гостиной.
- Проведение до гостиной заседания родительского комитета.
- Изготовление оригинальных памяток (рекомендаций) родителям с советами на тему гостиной.
- Разработка проекта решения гостиной.
- Оборудование и оформление места проведения родительской гостиной (оформление выставки, выпуск стенгазеты, подбор фоновой музыки и т. п.).
- Организация родительской гостиной предусматривает определенные затраты (ДОУ, спонсоры).
Успех гостиной во многом зависит от среды, физического и психологического пространства, в котором проходят заседания (свет, отопление, вентиляция, интерьер и мебель).
Форма проведения родительской гостиной может быть самой разной:
- Классическая (традиционная)гостиная (донесение информации до родителей; вопросы родителей – ответы воспитателя;
- педагогическая мастерская;
- организационно - деятельностная, деловая игра;|
- конференция;
- консилиум;
- диспут;
- диалог;
- размышление;
- дискуссия;
- практикум;
- тренинг;
- опыт;
- круглый стол;
- вечер-встреча;
- КВН;
- конкурс;
- праздник и др.
Гостиные могут носить интригующие названия («Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми углами», «Вечер вопросов и ответов», «Встреча отцов», «Встреча мам», «Семейные гостиные», «Диспуты» и др.).
Родителей следует пригласить на гостиную дважды:
- первый раз - за 2 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в гостиной;
- второй раз - не позднее чем за 4 - 5 дней, с целью подтверждения информации о дате и времени проведения гостиной.
Формы приглашения родителей на гостиную:
- коллективное приглашение (в виде красочного, интересного объявления), в котором указана тема и форма гостиной, место и время проведения.
- индивидуальные приглашения каждой семье в виде открытки с рисунком, аппликацией детей;
- приглашение по телефону.
В приглашении обязательно должны быть указаны вопросы, которые будут рассматриваться на родительской гостиной.
Полезные советы
- Предложите родителям снять верхнюю одежду, чтобы они чувствовали себя комфортно.
- Перед началом гостиной лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
- Тщательно подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.
- За несколько дней перед гостиной желательно провести анкетирование родителей или детей, чтобы посмотреть на проблему глазами и тех и других.
- Можно использовать высказывания детей. Предметом обсуждения может быть статья, книга, популярная телепередача, кинофильм, касающиеся педагогических вопросов.
- Подготовьте газету, видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни группы и ДОУ.
- Расставьте, по возможности, столы и стулья по кругу, полукругом, ведь вы готовитесь к доверительному диалогу.
- Специально отведите время для общения родителей между собой.
- Разделите родителей на группы, пары, активизируйте их общение в процессе собрания.
- Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряженную обстановку доброй шуткой.
- Обращайтесь к родителям только по имени и отчеству. Чтобы не ошибиться, положите перед собой список с их именами.
- Перед началом родительской гостиной огласите вопросы, которые планируете обсудить.
- Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
- Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
- Дайте понять родителям, что в вопросах обучения и воспитания детей вы не прокурор, а их единомышленник.
- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
- Доведите до родителей мысль, что «неуспевающий ребенок» не означает «плохой человек».
- Родитель должен уйти с родительской гостиной с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.
Чего не стоит делать на родительской гостиной
- Осуждать отсутствующих родителей.
- Сравнивать успехи отдельных воспитанников, с упоминанием их фамилий.
- Давать негативную оценку всей группе.
- Переоценивать значение отдельных разделов программы.
- Использовать для общения с родителями назидательный тон.
Подведение итогов родительской гостиной
В конце родительской гостиной необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, сообщить, когда состоится следующее заседание. Важно выяснить и отношение родителей к проведенной гостиной, для этого заранее подготовьте необходимые опросные листы или анкеты.
Проанализируйте проведенное мероприятие. Предметом анализа могут стать:
- причины отсутствия некоторых родителей;
- причины, по которым некоторые родители остались на личную беседу;
- вопросы родителей на гостиной, их участие в обсуждении вопросов.
Информация об итогах родительской гостиной должна быть доведена до администрации ДОУ и при необходимости, до коллег-педагогов.
В завершении «Мастерской успеха» каждому педагогу была вручена брошюра «Родительские гостиные в детском саду».
Старший воспитатель
М.А. Севостьянова