г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Педагогическая копилка

Работа с молодыми педагогами «Мастерская успеха»

по теме «Родительские гостиные в детском саду».

 

На сегодняшний день в детском саду «Солнышко» работают 10 молодых педагогов. Молодых, потому что мало опыта работы в области воспитания и образования детей дошкольного возраста. Таким педагогам необходима квалифицированная помощь. Помощь в адаптации к дошкольному учреждению, к его особенностям, требованиям и традициям. Ежемесячно для таких педагогов проводятся мероприятия по повышению их профессионального мастерства в работе с детьми и родителями, в правильном ведении и оформлении документации, в хорошей подготовке к праздникам и досугам, в умении взаимодействовать со специалистами ДОУ, в подготовке качественной развивающей предметно – пространственной среды в группе и на прогулочном участке, в умении видеть и слышать каждого ребенка с его способностями и особенностями.

В октябре 2018 года прошло очередное заседание «Мастерская успеха» по теме «Родительские гостиные в детском саду». Молодых педагогов обучали как качественно подготовить и провести родительскую гостиную, как мотивировать родителей на активное участие в гостиной, озвучили правила взаимодействия с родителями, посоветовали эффективные методы и приемы работы с родителями…

Все мероприятие сопровождалось социо - играми, которые педагоги могут применять в работе с родителями во время проведения родительских гостиных.

 Вниманию педагогов была представлена презентация «Родительские гостиные в детском саду»поматериалам сборника «Родительские собрания в детском саду» под редакцией С.В. Чиркова.

 

Правила проведения родительской гостиной

-        Воспитатели обязаны всесторонне продумать и подготовить к гостиной всю необходимую информацию и документы.

-        Каждая родительская гостиная требует своего сценария, своей программы, рекомендаций и советов.

-        Главным методом проведения гостиной является диалог с родителями.

-        Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке не позднее, чем за три дня до даты проведения гостиной.

-        Администрация ДОУ должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за четыре дня до проведения гостиной.

-        Специалисты ДОУ, приглашаются заранее.

-        Воспитатель должен сформулировать цель приглашения на родительскую гостиную специалистов.

-        Воспитатель решает организационные вопросы накануне гостиной (место хранения верхней одежды, обуви, организация встречи (расположение, благоприятная обстановка, подготовка помещения…)

В случае необходимости воспитатель информирует старшего воспитателя о вопросах и проблемах, поднятых родителями на родительской гостиной.

 

Принципы проведения родительской гостиной

-        Родительская гостиная - не просто форма связи семьи и ДОУ, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

-        Родители на гостиной должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными, что бестактных разговоров не будет.

-        У семьи и ДОУ одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и воспитателей - искать совместные пути их решения.

-        Ничего, кроме досады, не вызывают у родителей те моменты, где им докладывают, какие у них плохие дети, но не говорят о том, как им помочь.

-        Результативной можно назвать только такую гостиную, когда есть понимание сторон, когда она вызывает вопросы, дискуссию.

Делопроизводство родительской гостиной

-        Заседания родительской гостиной оформляются протоколом.

-        Протоколы подписываются председателем и секретарем родительской гостиной.

-        Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.

 

В книге протоколов фиксируются:

-          дата проведения заседания;

-          количество присутствующих;

-          приглашенные (Ф.И.О., должность);

-          повестка дня;

-          ход обсуждения вопросов, выносимых на родительской гостиной;

-          предложения, рекомендации и замечания родителей (законных представителей)  педагогических и других, работников Учреждения, приглашенных лиц;

-          решение родительской гостиной.

-          Тетрадь протоколов родительской гостиной группы хранится у воспитателей группы с момента комплектации группы и до выпуска детей в школу.

 

Общие методические рекомендации

-        Гостиная организуется и проводится не реже одного раза в квартал.

-        Гостиная должно начинаться в строго установленное время.

-        Максимальная продолжительность - 1-1,5 часа.

-        В начале учебного года, на первой встрече с родителями, следует определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это выясняется с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.

-        Как правило, родительская гостиная состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия, конкурс и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей)

-        Тематика и содержание гостиной зависит от возраста детей и особенностей группы.

-        Проведение родительской гостиной требует от воспитателей тщательной подготовки, составления сценария гостиной. Только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

-        Основным методом проведения гостиной должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.

-        В процессе гостиной следует использовать различные средства коммуникации (вербальные и невербальные). Следует помнить, что впечатление о воспитателе складывается из множества разнообразных его черт: интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т. и.

 

Подготовка к родительской гостиной

  1. Выбор темы гостиной.
  2. Определение целей родительской гостиной.
  3. Изучение научно-методической литературы по рассматриваемой теме (проблеме).
  4. Определение вида, формы, этапов родительской гостиной, способов и приемов совместной работы участников гостиной.
  5. Разработка сценария гостиной.
  6. Распределение обязанностей по подготовке родительской гостиной. Привлечение к подготовке членов родительского комитета группы или отдельных активных родителей.
  7. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (беседы, заполнение анкет, тестов и опросников). Обработка, представление и обсуждение результатов.
  8. Приглашение родителей и специалистов.
  9. Подготовка конкурсов и выставок по теме гостиной.
  10. Аудио, видеозапись ответов детей по теме гостиной.
  11. Написание плакатов по теме гостиной.
  12. Проведение до гостиной заседания родительского комитета.
  13. Изготовление оригинальных памяток (рекомендаций) родителям с советами на тему гостиной.
  14. Разработка проекта решения гостиной.
  15. Оборудование и оформление места проведения родительской гостиной (оформление выставки, выпуск стенгазеты, подбор фоновой музыки и т. п.).
  16. Организация родительской гостиной предусматривает определенные затраты (ДОУ, спонсоры).

Успех гостиной во многом зависит от среды, физического и психологического пространства, в котором проходят заседания (свет, отопление, вентиляция, интерьер и мебель).

 

Форма проведения родительской гостиной может быть самой разной:

-        Классическая (традиционная)гостиная (донесение информации до родителей; вопросы родителей – ответы воспитателя;

-        педагогическая мастерская;

-         организационно - деятельностная, деловая игра;|

-        конференция;

-         консилиум;

-        диспут;

-        диалог;

-        размышление;

-        дискуссия;

-        практикум;

-        тренинг;

-        опыт;

-        круглый стол;

-        вечер-встреча;

-        КВН;

-        конкурс;

-        праздник и др.

Гостиные могут носить интригующие названия («Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми углами», «Вечер вопросов и ответов», «Встреча отцов», «Встреча мам», «Семейные гостиные», «Диспуты» и др.).

 

Родителей следует пригласить на гостиную дважды:

-        первый раз - за 2 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в гостиной;

-        второй раз - не позднее чем за 4 - 5 дней, с целью подтверждения информации о дате и времени проведения гостиной.

 

Формы приглашения родителей на гостиную:

-        коллективное приглашение (в виде красочного, интересного объявления), в котором указана тема и форма гостиной, место и время проведения.

-        индивидуальные приглашения каждой семье в виде открытки с рисунком, аппликацией детей;

-        приглашение по телефону.

В приглашении обязательно должны быть указаны вопросы, которые будут рассматриваться на родительской гостиной.

 

Полезные советы

-        Предложите родителям снять верхнюю одежду, чтобы они чувствовали себя комфортно.

-        Перед началом гостиной лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

-        Тщательно подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.

-        За несколько дней перед гостиной желательно провести анкетирование родителей или детей, чтобы посмотреть на проблему глазами и тех и других.

-        Можно использовать высказывания детей. Предметом обсуждения может быть статья, книга, популярная телепередача, кинофильм, касающиеся педагогических вопросов.

-        Подготовьте газету, видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни группы и ДОУ.

-        Расставьте, по возможности, столы и стулья по кругу, полукругом, ведь вы готовитесь к доверительному диалогу.

-        Специально отведите время для общения родителей между собой.

-        Разделите родителей на группы, пары, активизируйте их общение в процессе собрания.

-        Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряженную обстановку доброй шуткой.

-        Обращайтесь к родителям только по имени и отчеству. Чтобы не ошибиться, положите перед собой список с их именами.

-        Перед началом родительской гостиной огласите вопросы, которые планируете обсудить.

-        Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

-        Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

-        Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

-        Дайте понять родителям, что в вопросах обучения и воспитания детей вы не прокурор, а их единомышленник.

-        В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

-        Доведите до родителей мысль, что «неуспевающий ребенок» не означает «плохой человек».

-        Родитель должен уйти с родительской гостиной с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.

 

Чего не стоит делать на родительской гостиной

-        Осуждать отсутствующих родителей.

-        Сравнивать успехи отдельных воспитанников, с упоминанием их фамилий.

-        Давать негативную оценку всей группе.

-        Переоценивать значение отдельных разделов программы.

-        Использовать для общения с родителями назидательный тон.

 

Подведение итогов родительской гостиной

В конце родительской гостиной необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, сообщить, когда состоится следующее заседание. Важно выяснить и отношение родителей  к проведенной гостиной,  для этого заранее подготовьте необходимые опросные листы или анкеты.

 

Проанализируйте проведенное мероприятие. Предметом анализа могут стать:

-        причины отсутствия некоторых родителей;

-        причины, по которым некоторые родители остались на личную беседу;

-        вопросы родителей на гостиной,  их участие в обсуждении вопросов.

Информация об итогах родительской гостиной должна быть доведена до администрации ДОУ и  при необходимости, до коллег-педагогов.

 

В завершении «Мастерской успеха» каждому педагогу была вручена брошюра «Родительские гостиные в детском саду».

 

Старший  воспитатель

 М.А. Севостьянова