г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Педагогическая копилка

   Каждый день пребывания ребенка в детском саду влечет за собой развитие.  Каждый день, не похож на вчерашний, он открывает для ребенка новые возможности и горизонты, позволяет испытывать новые ощущения и эмоции. Каждый день, ребенок, утоляя жажду познания, активно расширяет границы своего мировоззрения. В результате чего накапливается жизненный опыт.

   Взрослые должны способствовать тому, чтобы ребенок получал необходимую информацию, систематизировал ее, упорядочивал и устанавливал осмысленные взаимосвязи. Поэтому педагог должен быть активным, мобильным и творческим.

   22.01.2019 года в ДОУ проведено мероприятие с молодыми педагогами в «Мастерской успеха». Цель мероприятия, познакомить педагогов с видами ООД. Нацелить их на то, что педагог  должен так выстраивать воспитательно – образовательный процесс, что бы каждый ребенок, играя, занимаясь любимым делом, развивался без особых усилий.

   Существуют разные виды организации образовательной деятельности. Н.В. Гавриш - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой дошкольного и начального образования Луганского Национального педагогического университета им. Тараса Шевченко выделяет 3 вида занятий (ООД) по направленности содержания:

-        однонаправленные − предметные

-        разнонаправленные − интегрированы и комплексные.

   Основными задачами разнонаправленных занятий являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности.

   Вместе с тем, эти виды занятий имеют ряд отличий.

   Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение. [Н. Гавриш /1, с. 22]. Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Все этапы интегрированного занятия работают на достижение единой цели. При подготовке к проведению интегрированного занятия очень действенным является метод интеллектуальных карт.

   Интеллектуальная карта – это структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство). [Н. Гавриш /1, с. 58]. Эти карты помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема). Интеллектуальные карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. На этапе дошкольного детства лучше использовать всевозможные изображения.

   Проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от воспитателя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

   Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга. [Н. Гавриш /1, с. 22]. Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов из разных видов деятельности и заданий из разных дисциплин. Каждая дисциплина может иметь свою цель. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы «Зима. Сезонные изменения в природе» воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

   В чем же отличия интегрированного занятия и комплексного?

   Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная − беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая − физкультминутка или подвижная игра «Кто быстрее?»; музыкальная − исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т.п.

   Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная − научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Цыпленок» не систематизируются и скорее всего не расширяются.

   По этой же теме «Цыпленок» на интегрированном занятии можно предложить такие задания:

-        беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т.п.);

-        составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)

-        выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий — необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор));

-        дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)

-        решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п.т.)

-        конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) − это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей

-        доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).

   В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

   Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.

   Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

 

Старший воспитатель

М.А. Севостьянова