Педагогическая копилка
Районный августовский педагогический совет 2020 года.
(секция дошкольного образования)
Работа с детьми, родителями и педагогами в дистанционном формате
(из опыта работы)
Начало 2020 года выдалось сложным. Жизнь выдвинула серьезные требования, с которыми мы раньше не сталкивались. В период пандемии нам пришлось осваивать ранее не знакомую форму дистанционной работы с детьми, родителями и педагогами. В каждом детском саду эта работа проводилась по - разному. Но для всех очевидно, что мы сделали шаг вперед и обратного пути нет.
Все чаще теперь употребляется термин «Смешанное обучение».
«Смешанное обучение — это образовательный подход, который совмещает обучение с участием педагога (лицом к лицу) и онлайн обучение...»(Википедия).
- Имеет ли место быть «смешанное обучение» в дошкольном образовании?
- Имеет. Оно очень удобно в тех случаях, когда ребенок отсутствует в детском саду долгое время по причине болезни или медицинского отвода, находится в отпуске или на самоизоляции… Тем самым мы соблюдаем требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, где прописано, что каждый ребенок имеет право на получение образования... А дошкольное образование¸ это первая ступень образования.
Весной 2020 года, для всех наступила нелегкая пора, вынужденная самоизоляция, которая заставила всех взглянуть на процесс организации образовательной деятельности в детском саду по-новому. Возникла необходимость выйти на новый формат взаимодействия с родителями и детьми, изменив основные формы работы на дистанционный режим, целью которого было - предоставить детям возможности получить необходимые знания в период пандемии на дому, продолжить работу по освоению образовательной программы.
На районном августовском педагогическом совете, воспитатель ДОУ «Солнышко» Удалова С.Ю. поделилась опытом работы в период вынужденной самоизоляции: «С началом работы было очень много вопросов: с чего начать? Получится ли? Прежде всего, сказалось отсутствие опыта работы в таком формате. Постепенно стали осваивать новые платформы Zoom и Skype, через которые проводили занятия с детьми и общались с родителями. Сначала детям предлагалось выполнить задания и отправить фото, как обратную связь. Но столкнулись с трудностью, дети без родителей выполнить задания не могли. Перешли на голосовые сообщения; видео – занятия и викторины, подготовленные педагогами; развивающие задания в электронном варианте и интерактивные задания на сайтах по разным темам.
Организовывали тематические флэшмобы, челленджи и акции к праздникам и памятным датам: к дню здоровья, дню светлой пасхи, дню Победы, дню книжки...
Дистанционно участвовали в конкурсах районного и всероссийского уровня.
Совершали виртуальные экскурсии по московскому зоопарку, музеям истории, космонавтики, железных дорог России, заповедным местам, художественным галереям, музеям - этнографии и патриотики…
Посещали детские виртуальные спектакли. Все это осуществлялось через активные ссылки. После участий и просмотров, по вечерам, встречались в Skype для обсуждения, делились впечатлениями.
Спустя месяц, активность детей и родителей пошла на спад. Что делать? Педагоги стали придумывать различные формы поощрения: «звездный экран», «экран участий», «лучше всех», «вперед и только вперед»…
Не смотря на самоизоляцию, поддерживались традиции группы, такие как поздравление именинников, уголки настроения, экран выбора…»
Как и любое начинание, не обошлось без трудностей:
- Затрачивая личное время, педагогам пришлось самообразовываться методом проб и ошибок.
- Процент участия родителей воспитанников в дистанционной работе не велик, у кого-то нет возможности, а у кого - то нет желания. В этом случае педагоги распечатывали задания и развозили по квартирам.
- Отсутствие живого общения. Педагоги придумали видео-обращения педагога к детям, детей к педагогу, детей к детям…, видео- уроки, встречи по итогам недели…
Педагог - психолог ДОУ «Солнышко» Самойлова Н.Н. рассказала о работе специалистов с детьми и родителями: «В начале апреля, все специалисты детского сада создали свои группы в Viber, разместили ссылки и пригласили в группы родителей воспитанников. Так появилась и группа «Педагог-психолог ДОУ «Солнышко». В группу вступило 96 участников. Ежедневно для детей предлагались задания на развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения, речи). Проводилось индивидуальное консультирование детей и их родителей в он-лайн формате. Родителям детей младшего возраста предлагались задания на выбор, в зависимости от настроения и возможностей детей. Дошкольники старшего возраста самостоятельно выбирали себе задания.
Первое время было не просто понять, как качественно вести дистанционную работу, как заинтересовать большее количество детей и родителей. Изначально все ограничивалось лишь заданиями, которые родители могли по возможности распечатать, ребята их выполняли, затем выполненные задания фотографировали и отправляли в группу в качестве обратной связи. Было достаточно творческих заданий: коллаж эмоций; нарисуй несуществующее животное; кляксография и т.д. Постепенно все соскучились по живому общению. И каждый вечер в формате видео-обращения (группового и индивидуального), подводились итоги дня, выполненных заданий, интерпретаций детских рисунков, итоги тестирования…
Первую неделю дети и родители были очень активны, выполняли практически все, что выкладывалось в группу, но потом активность пошла на спад. Стало понятно, что всем наскучил такой формат взаимодействия. Проведя опрос родителей, были сделаны выводы, что дети хотят прямого общения с педагогом. Это было одним из самых тяжелых моментов в данный период работы, ведь мы не привыкли сами себя снимать на камеру. Первое время для того, чтобы снять 3-х минутный ролик-обращение к детям, приходилось по часу переснимать один и тот же сюжет. Но со временем это стало нормой, большой плюс и опыт в нашей работе. Таким образом, добавились мастер - классы на развитие межполушарного взаимодействия, различных техник рисования, опытов и экспериментов, игры для детей младшего возраста, игры на развитие памяти и логического мышления… В съемках принимала участие вся семья психолога. Текстовые вечерние благодарности перешли в аудео– обращения, а со временем (по просьбе родителей) и видео- общение, что занимало огромное количество времени.
И с каждым разом приходилось придумывать все более интересные формы преподнесения информации. Привычные графические диктанты, которые изначально диктовали родители по заданным карточкам, со временем стали носить аудио формат. Родители включали телефон и дети выполняли задания под диктовку психолога. В последствии графические диктанты и игры на развитие психических процессов выполнялись в различных обучающих платформах. Ребенку только надо было пройти по активной ссылке.
Пользуясь ссылками дети имели возможность просматривать детские фильмы и мультфильмы познавательного характера, наполненные добротой, нравственностью, нарисованные с душой, несущие положительные эмоции…
Для живого общения были запущены игры «Назови животное или птицу на последний звук», получилось достаточно интересно и увлекательно.
За период самоизоляции были созданы ролики: «Мы помощники»; «День семьи»; «День защиты детей», проведена акция к 75-ти летию Победы «Журавли».
Еще одной традицией стали «Терапевтические сказки на ночь», которые психолог начитывал в голосовом сообщении под классическую музыку. Анализируя сказочные истории, обсуждая поступки сказочных героев, дети могли избавиться от страхов, побороть боязнь, стать самостоятельными и уверенными в себе. Эта идея пришлась родителям воспитанников по – душе, и иногда они были заказчиками сказки на решение определенной проблемы у ребенка. А родители детей подготовительных групп предложили начать прочтение книги приключенческого характера и день за днем, каждый вечер, продолжать ее чтение.
В дистанционном формате проводилась консультационная работа с родителями по проблемам в эмоционально-волевой сфере ребенка.
Как показала практика, у педагогов в период самоизоляции практически не было свободного времени, совершенно стерлись временные границы. Непривычное дистанционное обучение занимало большое количество времени.»
В 2020 году педагоги столкнулись с большим информационным потоком.Освоение различных платформ, определение форм и методов работы для дистанционного обучения в период самоизоляции положительно сказалось на самообразовании педагогов. Был совершен большой скачек в саморазвитии. Благодаря платформам Zoom и Skype, благодаря группам Viber и WhatsApp годовой план ДОУ был реализован в полном объеме: проведены педагогические гостиные, медико - педагогическое совещание, «Школы дошкольных наук», итоговый педагогический совет… Воспитатель Вяткина И.В. вошла в 10-у победителей конкурса «Воспитатель года Красноярского края 2020». Учитель-логопед Ксензик А.А. стала финалистом краевого конкурса «Дефектолог года 2020». 73% педагогов стали активными слушателями вебинаров, касающихся профессиональной деятельности.
Хочется отметить, что процент участия педагогов был достаточно высоким, т.к. даже находясь дома, можно участвовать и без прически и без макияжа и в домашнем халате.
А вот родительские гостиные в этих программах было провести гораздо сложнее.
- Почему?
- Потому что не у всех есть необходимая техника, у кого-то нет возможности установить программы, кто-то стеснялся своего внешнего вида, у кого-то неприглядные домашние условия и т.д.
Постепенно, количество родителей увеличилось, т.к. подключиться к собранию без видео и без звука порой проще, чем прийти в детский сад.
Ситуация с пандемией в стране налаживается, снят режим самоизоляции, но формат дистанционного общения вошёл в образование навсегда. В мае 2020 года правительство России опубликовало антикризисный план:
- внедрить цифровые технологии в работу с детьми,
- изменить приоритеты в повышении квалификации педагогов,
- развивать практику удаленной работы…
Старший воспитатель
М.А. Севостьянова