г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Педагогическая копилка

«...Дайте же детям играть, пока игра их радует,

влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Е. А. Покровский

 

   Для повышения профессиональной компетентности педагогов, в детском саду проходят интересные мероприятия в рамках «Школы дошкольных наук». Так в феврале 2021 года было проведено занятие «Применение технологии «Час игры» как способа создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ».

   ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования, определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации ООП, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка является одним из важнейших условий. А где, как не в игре, ребенок может проявлять инициативу и самостоятельность?

   Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Рассмотрим технологию «Час игры», как наиболее приемлемую для организации свободной самостоятельной деятельности. В процессе игры происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузки и утомляемость детей. Технология «Час игры» способствует развитию языковых умений, кинестетических, визуально-пространственных навыков, навыков межличностного общения. А самостоятельная игровая деятельность в настоящее время является одним из компонентов образовательного процесса в дошкольном учреждении.

   Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности детей должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события. Самостоятельная игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Главное, что бы у него для этого были комфортные условия:

-        наличие свободного или специально предусмотренного в режиме дня времени – это время, когда у ребенка нет альтернативных занятий, то есть смотреть телевизор, читать сказки, делать поделки и т.д.;

-        удовлетворение всех базовых потребностей – если ребенок голоден, хочет спать,  не чувствует себя в безопасности, он не сможет играть, его организм будет сигнализировать о дискомфорте и неблагоприятной ситуации;

-        возможность организовать бесцельную и безрезультатную деятельность – как только у ребенка есть цель типа сделать поделку или в конце игры придумать такие-то правила, это становится НЕсвободной игрой;

-        возможность играть без оценки взрослого – для ребенка очень важно создать личное пространство для игры.

   Самостоятельная игровая деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя. Воспитатель может занимать в игре три позиции:

-        «Партнер»

-        «Наблюдатель»

-        Активное «ничегонеделание»

   Какую позицию займет воспитатель, зависит от ситуации.

   «Час игры» должен проходить в доброжелательной обстановке и ненавязчивой форме. Большая творческая задача для воспитателя - организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной. Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запреты. Помимо этого, педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка. Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в микрогруппы играющих, ставит перед ним множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них игре. Таким образом, заинтересованность педагога, его желание и умение педагогически целесообразно организовать игровую деятельность детей в «Час игры» необходимо для того, чтобы эффективно использовать этот час для развития детей и подготовки их к школе.

   И так для развития свободной и самостоятельной игровой в необходимо:

-        чтобы дети имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей;

-        непрерывное обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми;

-        обладание детьми необходимыми для игры конструктивными умениями;

-        сформированность устойчивых игровых интересов, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

   Развитию свободной игровой деятельности детей способствует РППС, где ребенок свободно может пользоваться любым необходимым ему материалом. Особую роль играет наличие неоформленного материала, что наталкивает детей на использование предметов – заместителей и изготовление атрибутов. Главное, чтобы материал, предложенный детям для игры, не нес в себе «штампы». Для этого необходимо убрать посудку, инструменты, муляжи… даже заклеить картинки на коробках, что бы ребенок не использовал коробки по прямому назначению. Находить роль в игре каждому ребенку исходя из его особенностей. Особые дети в игре требуют особого подхода. Не надо что бы они «слонялись» по группе во время игры. Нужно найти для каждого то, что он умеет делать в игре. Тем самым дать ему возможность тоже участвовать в игре.

   В идеале «Час игры» проводить лучше сразу в нескольких группах. Дать возможность детям ходить друг к другу в гости, брать атрибуты из музыкального и спортивного залов. Может им потребуется что – то из кабинетов специалистов.  Хорошо если есть какой – то сигнал для начала игры и для её завершения. Тогда, по окончанию игры дети уже будут знать, что необходимо начинать убирать игрушки.

   Нужно ли детей учить играть? Конечно, нужно. И пока вы не научите их играть в организованную игру, свободной игры не получится. 

   А чем свободная игра отличается от организованной? Тем, что организованная игра начинается сразу. К ней все подготовлено, заранее дети и педагоги знают во что будут играть. Они обсудили это на «Детском совете». А свободная игра  долго «раскачивается» (по ходу возникает сюжет, готовятся атрибуты…)

   Нужно ли проводить анализ игры и зачем? Нужно, что бы выяснить что получилось, что не получилось и почему, кто из детей не подхватил игру и почему, кому нужно индивидуальное сопровождение и т.д. Педагог должен не только наблюдать за игровой деятельностью детей, но и анализировать ее: определить этап развития, подбирать приемы, которые обеспечат дальнейшее развитие игры, оценить уровень интереса детей…

   Значение организации игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества. В то же время педагог должен влиять на содержание игры, учить детей способам взаимодействия, помогать, согласовывать замыслы, распределять роли, договариваться о правилах.

   В каж­дом возрастном периоде решаются свои задачи, и, соответ­ственно, каждый из них имеет свое особое игровое содержание:

   Дети 3—4 лет пред­почитают режиссерскую игру и (ближе к 4 годам) образно-ролевую. В режиссерской игре ребенок учится соединять отдельные предметы по смыслу и начинает самостоятельно придумывать сюжет игры. Желательно, чтобы в данном возрасте в РППС присутствовали деревянные фигурки. В образно-ролевой игре центральным моментом является исполнение какой-либо роли: человека, животного, либо какого- то предмета.

   У детей 4-5 лет до­минирует сюжетно-ролевая игра. Возрастные особенности воображения детей этого возраста состоят в том, что основой его, пусковым меха­низмом, является прошлый опыт ребенка. В среднем возрасте в РППС активно используются предметы-заместители.

   У детей 5-6 лет доминирует игра с правилами, она является логическим продолжением сюжетно-ролевой игры, несмотря на их внеш­нюю непохожесть.

   Завершает ряд режиссерская игра старших дошкольников 6-7 лет, в ней так же один ребенок может исполнять все роли. Правда, сюжеты становятся сложнее,  и ребенок уже с лёгкостью использует в своей игре любые предметы-заместители и воображаемые предметы.

   Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что свободная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. Свободная самостоятельная игровая деятельность имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.

 

                Старший воспитатель

Севостьянова М.А.