Страничка педагога ОК "Нехворайка"
Изучение состояния здоровья населения нашей страны выявило удручающую картину, особенно нерадостную по отношению к детям. Заболеваемость новорожденных за последние 5 лет возросла почти вдвое. Примерно на 9% увеличилось количество детей, родившихся недоношенными, рождение здорового ребенка стало редкостью (с высшей оценкой жизнеспособности по шкале Апгар в настоящее время рождается в среднем не более 8% детей и всего 10% новорожденных не имеют отклонений со стороны центральной нервной системы). Иначе говоря, уже исходный уровень здоровья детей ясельного и дошкольного возраста является чрезвычайно низким.
Ухудшение состояния здоровья продолжается и в дальнейшем, что имеет под собой следующие причины: нарастающая экологическая агрессия внешней среды, который не может успешно противостоять организм с низким исходным уровнем здоровья, и здоровье разрушающее обучение, типичное для большинства образовательных учреждений. В результате более 50% подростков страдают хронической патологией. За период обучения в начальной и средней школе у детей почти в 5 раз возрастает частота заболеваний органов зрения (миопия), в 3 раза – патология опорно-двигательного аппарата и заболевания желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – патология кардиореспираторной системы и психические расстройства.
Изложенное диктует актуальность разработки системы оздоровительных мероприятий в условиях детских дошкольных учреждений, так как именно в этих учреждениях (естественно, в тесном взаимодействии с родителями) возможно, создать и осуществлять на практике комплекс мер, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Особо значимыми в этом плане являются:
- «вертикальная» преемственность учебно-воспитательного процесса оздоровительной направленности в дошкольном учреждении (ДОУ) обеспечивающая высокий уровень адаптации детей к условиям начальной школы;
- учебно-воспитательный процесс в начальной школе, в основу которого положена не традиционная (авторитарно-репродуктивная) система обучения, негативно сказывающаяся практически на всех компонентах здоровья, а здоровье сберегающая система.
Кроме того, введение в жизнь дошкольников элементов здорового образа жизни позволит, во-первых, повысить уровень здоровья, а во-вторых, создать у детей привычку, а затем и потребность использования этих элементов в повседневной жизни.
Увеличение объема учебных нагрузок дошкольников затрагивает вопрос о рациональной организации времени, свободного от занятий. Основная педагогическая функция свободного времени – это развитие познавательных интересов, формирование определенных умений и навыков, преобразование и обогащение внутреннего мира ребенка. Само по себе наличие свободного времени у детей не может дать положительного эффекта, так как умение его разумно использовать предполагает довольно высокий уровень духовной культуры, определенный жизненный опыт, достаточную информационную осведомленность.
Рациональный режим самостоятельной деятельности ребенка дома должен быть обеспечен взрослыми: педагогами и родителями. Большинство родителей готовы участвовать в интеллектуальном, психоэмоциональном и физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них умений проведения подобной работы. Именно поэтому педагогический коллектив ДОУ, озабоченный состоянием здоровья своих воспитанников и заинтересованный в квалифицированной помощи родителей по организации здорового образа жизни детей в семье, должен поставить своей задачей обеспечение здорового образа жизни не только детей, но их родителей.
В структуру здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от здоровье разрушающих пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ), оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливающие процедуры в режиме дня, личная гигиена и превалирование положительных эмоций. Использование термотерапии (адаптированной для детского организма) особенно тесно сочетается с тремя последними, а именно: с закаливанием, личной гигиеной и положительными эмоциями. Кроме того, неоспоримое обще оздоровительное воздействие адекватных термопроцедур создает необходимые предпосылки для оптимизации процессов роста и развития ребенка.
Как известно, данная оздоровительная процедура воздействует на организм человека многогранно. Тепло, вода, пар, резкое изменение температуры, массаж, даже самый простой, - все эти факторы, объединившись, создают целый комплекс раздражителей, на которые организм отвечает соответствующими реакциями. В условиях ДОУ сауна может рассматриваться как составная часть рекреационно-реабилитационного комплекса, созданного для осуществления профилактического закаливания детского организма, активного отдыха в целях восстановления жизненных сил, адаптации, нейтрализации негативных последствий прогресса, снятия физического и психо-эмоционального переутомления.
Оздоровительное воздействие термотерапии складывается из следующих компонентов:
- сухой жар убивает микробы на теле человека, открывает и прочищает все поры тела, снимает с верхнего слоя кожи омертвевшие слои эпидермиса, улучшает кожное дыхание;
- сухой жар – сильный раздражитель – дает толчок многим физиологическим реакциям. Под его воздействием изменяется терморегуляция, улучшается легочная вентиляция, повышается активность центрального и периферического кровообращения, функциональные возможности сердечнососудистой системы. Улучшается трофика кожи и деятельность сальных желез;
- повышение активности кровообращения, сильный разогрев кожи влекут за собой увеличение потоотделения. Пот уносит с собой излишки тепла и конечные продукты обмена веществ;
- способствуя энергичному выводу шлаков, термотерапия облегчает работу почек, улучшает водно-солевой обмен. С потом удаляются и излишки молочной кислоты, накопление которой в мышцах вызывает чувство усталости
- Чередование кратковременной гипертермии и охлаждения (воздушного или водяного) является мощным закаливающим средством тренировки сосудистого тонуса (профилактика вегето-сосудистых дистоний).
- Усилению физиологического действия термотерапии на организм способствует использование специальных добавок-ароматизаторов (аэрофитонов), водные растворы которых разбрызгивают на раскаленных камнях печи и стенах термокамеры.
Таким образом, термотерапия может применяться с целью получения эффекта оздоровления детей (закаливание, тренировка сосудов, целенаправленное лечение, приобщение к здоровому образу жизни). Непременным условием термотерапии является удовольствие от получаемой процедуры.